Как в 2021 году ГИТ будет проверять работодателей: ожидания и реальность

АРСЕНИЙ НАЗАРОВ, заместитель начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда

Правительство оправдало ожидания работодателей лишь частично: мораторий на проверки продлили, но с поправками. Представитель Роструда сравнил особенности проверок 2021 года с прошлогодними и разъяснил, что изменилось:

Для кого мораторий уже не действует и можно ли пройти проверку дистанционно. Подготовьтесь к новым видам контроля и узнайте, что от них выиграют работодатели.

Новость 1. Плановые проверки отменили не для всех

Мораторий на плановые проверки продлили только для малых предприятий. Прокуроры и контролеры должны исключить их из планов проверок на 2021 год. Средние предприятия теперь не могут рассчитывать на поблажку: ГИТ проверит их по плану наравне с крупными компаниями. Также запрет на проверки не стали продлевать некоммерческим организациям, в которых трудится до 200 человек (п. 7 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969, далее — Постановление № 1969).

Стало больше исключений из моратория. Все их перечислили в пункте 8 Постановления № 1969. Например, ГИТ проведет плановые проверки в организациях с категорией высокого риска, даже если это малые предприятия.

Новость 2. Выезжать на предприятия станут чаще

Инспекторы будут решать сами: выезжать им на предприятие или проводить проверку дистанционно. Для проверок теперь могут использовать дистанционный формат, то есть это не обязанность, а право контролеров (п. 1 Постановления № 1969).

В 2020 году контролеры должны были использовать для внеплановых проверок только дистанционный способ. Выезжать на предприятия разрешали в трех случаях:

  • есть вред жизни и здоровью граждан или угроза такого вреда, проверку согласовали прокуроры;
  • нужно проверить, как исполнили предписание после того, как обнаружили угрозу вреда жизни и здоровью, проверку согласовали прокуроры;
  • поступило поручение Президента или Правительства, или требование прокурора проверить конкретного работодателя после полученных материалов или обращений.

Максимальный срок на документарные и выездные проверки с 1 июля 10 рабочих дней

 

Новость 3. Мораторий действует не на все виды контроля

Запрет действует только для плановых проверок по Закону о госконтроле. Специально оговорили, что он не касается проверок в области использования атомной энергии. Кроме того, мораторий не распространяется на административные расследования, ведь их проводят по статье 28.7 КоАП.

Инспектор ГИТ вправе проводить административное расследование при нарушениях трудового законодательства. Чтобы начать его, достаточно данных, которые указывают на нарушение, например — обращение работника. Расследование используют, когда нужно провести экспертизу или другие действия, которые займут много времени, ведь максимальный срок на расследование — один месяц. Уведомлять работодателя о расследовании и согласовывать процедуру с прокурорами контролеры не обязаны.

В прошлом году Минэкономразвития разъяснило, что мораторий приняли для проверок по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Поэтому инспекторы без ограничений использовали административные расследования и мероприятия по контролю без взаимодействия с работодателями. Например, Роструд может проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы отследить, как провели СОУТ и оформили ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Новость 4. Появятся новые виды контроля

Инспекционные визиты можно будет проводить дистанционно (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ)

Новые виды контроля не будут отнимать столько времени и ресурсов работодателя. Выездное обследование, в ходе которого инспекторы могут прийти на предприятие без предупреждения и осмотреть общедоступные производственные объекты, будет длиться максимум один рабочий день. Наблюдать за тем, как работодатели соблюдают обязательные требования, начнут в рамках мониторинга безопасности, данные для него будут получать из государственных систем и других ведомств. Эти виды контроля инспекторы смогут использовать с 1 июля 2021 года, когда вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, он заменит Закон № 294-ФЗ.

С 1 июля контролеры смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты. Главное преимущество инспекционного визита — он не должен длиться больше одного рабочего дня. Но есть и плохая новость: визиты будут внезапными, инспекторы не будут уведомлять о них работодателей (ч. 4 и 5 ст. 70 Закона № 248-ФЗ).

Максимальный срок для проверок с 1 июля сократят вдвое: с 20 рабочих дней до 10 (п. 7 ст. 72п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Если контролеры не заменят запланированную проверку на инспекционный визит, максимальный срок на нее — тоже 10 рабочих дней. Сроки для структурных подразделений в других регионах по-прежнему считают отдельно. В ежегодных планах должны скорректировать сроки на проверки (пп. 2–4 Постановления № 1969).

Новость 5. Отменили согласование проверок по факту или угрозе вреда жизни и здоровью

В прошлом году мораторий ввел дополнительное условие для внеплановой проверки. Инспекторы согласовывали с прокурорами проверки по факту вреда жизни и здоровью или угрозы вреда, а также проверку исполнения предписаний по таким нарушениям. Теперь это условие не действует. ГИТ реагирует быстрее на угрожающие жизни и здоровью нарушения и внеплановые проверки по ним проводит сразу. Прокуратуру о проверках извещают, но не согласовывают с ней мероприятия. Как и до моратория, инспекторы руководствуются частью 9 статьи 360 ТК, она позволяет не применять норму о согласовании из части 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ; п. 105 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент № 160).

Жалобы об угрозе жизни и здоровью инспекция получает от работников или иных лиц, которые решили сообщать о нарушении, например, СМИ, граждане, госорганы и пр. Проверку без согласования проведут, если поступила информация, что компания (п. 91 Регламента № 160):

  • не платит зарплату или ее части;
  • нарушает режим труда и отдыха;
  • не предоставляет оплачиваемые отпуска;
  • не оформляет трудовые отношения или оформляет их неправильно;
  • допускает к работе без инструктажа и обучения по охране труда;
  • допускает к работе без медосмотров и психиатрического освидетельствования;
  • не обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • не создала систему управления охраной труда;
  • не проводит специальную оценку условий труда;
  • не предоставляет гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда

1